Топливохранилище: зачем оно?
Топливохранилище предназначено для приема и хранения топлива на дизельных электростанциях и котельных. Подавать топливо для станции напрямую посредством трубопровода в большинстве случаев нецелесообразно и очень опасно (при возникновении чрезвычайной ситуации, к примеру, такую систему будет крайне сложно изолировать). Именно поэтому на большинстве современных электростанций имеются топливохранилища. Кроме того, хранилища необходимы и на различного рода заправочных станциях.
Требования к топливохранилищам.
К современным топливохранилищам предъявляются довольно жесткие требования как на этапе строительства, так и во время эксплуатации.
Во-первых, данное сооружение должно возводиться отдельно от электростанции или котельной, причем не допускается также близость хранилища к любым другим постройкам. При этом, если топливохранилище строится на удалении более чем 1 км от электростанции, в непосредственной близости от котельной допускается строительство расходных резервуаров с общей емкостью, равной двухсуточному расходу топлива.
Во-вторых, любое топливохранилище должно быть оборудовано техникой для пожаротушения, а также противопожарными разрывами. Кроме того, отдельные устройства по борьбе с огнем необходимо устанавливать в мазутонасосных (если таковые имеются) и на эстакадах для слива топлива.
В-третьих, в хранилище должна поддерживаться постоянная температура, необходимая для равномерного протекания топлива к расходным бакам, а в случае, если при непосредственной подаче топливо должно быть подогрето, в раздаточных узлах устанавливаются дополнительные устройства для поддержания нужной температуры.
Необходимым элементом любого хранилища является также коллекторная будка, в которой устанавливается вся аппаратура для управления резервуарами. Здесь находятся коллекторы по сбору пара и конденсата, насосы для подачи топлива, сливные ямы, основные вентили, насосы, подающие воду, а также задвижки на линии топливозабора.
Виды топливохранилищ.
В зависимости от емкости и условий хранения топлива хранилища делят на тарные, резервуарные и хранилища с цистернами. Первый тип используется, в основном, на малых предприятиях или же при временном хранении. К примеру, тарные топливохранилища применяют на стройках или небольших заправочных станциях. В остальных случаях применяются конструкции с резервуарами или цистернами. Кроме того, хранилища различают по типу размещения.
Надземными считаются топливохранилища, днище которых находится на одном уровне или выше планировочной отметки территории. Дно полуподземного хранилища углубляется относительно планировочной отметки на половину (или более) высоты резервуара.
Подземными считаются хранилища, наивысшая точка резервуара которых располагается ниже планировочной отметки более чем на 20 сантиметров. Кроме того, подземными топливохранилищами также принято считать железобетонные сооружения, купол которых засыпают слоем грунта толщиной не менее полуметра (при этом верхняя точка купола может быть даже на одном уровне с планировочной отметкой территории).
Наиболее распространенными на сегодняшний день являются полуподземные и подземные топливохранилища. Как правило, для хранения моторного топлива используются железобетонные или кирпичные резервуары, а бензин и керосин держат в стальных емкостях. В основном топливохранилища имеют прямоугольную или круглую форму, причем железобетонные резервуары всегда имеют круглую форму с плоским или сферическим перекрытием.
Важные этапы функционирования.
После того, как топливо доставляется непосредственно к месту назначения, чаще всего его сливают либо сразу в топливохранилище, или же в промежуточный сливной резервуар. В том случае, когда топливо доставляется железнодорожным транспортом, пункт слива топлива зачастую находится на значительном отдалении от самой станции или котельной. В такой ситуации либо монтируется дополнительный топливопровод до хранилища, либо транспортируют груз автоцистернами.
После того, как топливо поступило в хранилище, оно какое-то время должно отстояться (в зависимости от марки топлива время отстоя может варьироваться). В связи с этим объем резервуаров должен рассчитываться таким образом, чтобы даже при такой задержке работа не прерывалась. Как правило, для крупных предприятий объем топливохранилища рассчитывается таким образом, чтобы в нем содержалось столько продукта, сколько необходимо для месяца непрерывной работы.
Подача топлива из хранилища осуществляется не менее чем двумя насосами (оба должны постоянно находиться в рабочем состоянии). При этом насосы, осуществляющие перегон топлива из промежуточной емкости в хранилище, снабжаются фильтрами грубой очистки, а нагнетательные насосы имеют фильтры тонкой очистки.
При выборе типа топливохранилища следует детально изучить все рекомендации и требования к этому типу сооружений, продумать маршруты подвоза топлива, а также определиться с необходимым объемом резервуара. Как и в любом другом деле, эту работу следует доверить профессионалам: такой подход позволит в будущем избежать проблем в процессе эксплуатации.